Расширенная гарантия на шины

Стоит ли покупать гибридный автомобиль в России

Гибридные автомобили ещё недавно казались фантастикой, но в 2023 году это уже привычное явление. Реально ли экономить с гибридным автомобилем? Кому он подходит? Какие вообще есть преимущества у таких моделей? Разбираемся в статье.

Гибриды в ЕС и в России

По данным на конец 2021 года, доля гибридов из проданных авто в ЕС составила 20%, то есть из 10 человек 2 купили гибриды. Это даже больше, чем количество дизелей, которые тоже пользуются популярностью в Европе. Если брать общую статистику популярности, то в ней подзаряжаемые гибриды и электрокары расположились на 5 и 4 строке. Сама статистика популярности выглядит так:

  • Бензиновые ДВС.

  • Гибридные авто.

  • Дизельные ДВС.

  • Подзаряжаемые гибриды.

  • Электрокары.

Для понимания: гибриды бывают разных конструкций, одни заряжают от розетки, другие — только от генератора. Немного подробнее поговорим об этом дальше.

В России картина иная. Потенциально россияне не против гибридов, наоборот, готовы их покупать. Но представлены автомобили только единичными топовыми моделями с очень высокой ценой. Если в Европе покупка гибрида вполне ощутимо экономит средства из бюджета, то в РФ, учитывая высокую стоимость нового автомобиля, это, скорее, дорогая игрушка с модными и современными апгрейдами. Относительно доступным по цене можно назвать разве что китайский Geely Atlas Pro, его стоимость — от 2 млн рублей.

Источник изображения

Любопытно, что ниша эта в нашей стране востребована, что доказало исследование экспертов «Авито Авто». Они провели опрос, по результатам которого оказалось, что 42% россиян хотели бы автомобиль с бензиновым двигателем, а 22% респондентов назвали своим предпочтением гибрид, что ставит его на второе место. 13% назвали своим приоритетом дизель, а 10% — электромобиль.

Принцип работы гибрида

Гибридный автомобиль оборудуют бензиновым или дизельным ДВС и электромотором, то есть, грубо говоря, так может называться любой автомобиль, использующий для движения разные источники энергии.

Чаще всего это сочетание ДВС и электромотора, хотя уже есть в разработке конструкции с ДВС и пневмомотором, работающим на сжатом воздухе, они не очень популярны.

Принцип работы тандема ДВС и электромотора разный: один может только дополнять другой, или они работают на равных. В зависимости от этого соотношения делятся гибриды на 5 разновидностей:

  1. Параллельный — ДВС и электромотор работают независимо друг от друга, их связывает дифференциал. То есть, если электрический мотор разрядился, автомобиль продолжает ехать только на двигателе внутреннего сгорания. Например, по такому принципу функционирует Toyota Prius.

  2. Мягкий — при разгонах и постоянном скоростном движении работает ДВС, электромотор помогает поддерживать мощность при разгоне, включается для пуска двигателя и зарядки аккумулятора во время торможения. По такому принципу работает BMW 7 ActiveHybrid.

  3. Полный — оба мотора работают полноценно, мощность распределяет планетарный редуктор. То есть в городе включается электрический мотор, а на трассе работает бензиновый. Такой принцип работы у BMW X6 ActiveHybrid.

  4. Последовательный — все агрегаты подключены в прямую цепь — это ДВС, АКБ, электрический мотор и колёса. Основную работу выполняет электрический мотор, ДВС подключается только в качестве генератора для подзарядки батареи. Пример такой конструкции — Chevrolet Volt.

  5. Подключаемый, или аккумуляторный, — есть похожие с параллельным черты, но АКБ здесь устанавливают с увеличенной ёмкостью, рассчитанный на большие пробеги. Основное отличие — заряжается подключаемый гибрид и от генератора, и от розетки. Такие машины — Mitsubishi Outlander PHEV.

Источник изображения

При создании гибрида производители преследовали основную цель — снизить расход топлива и выброс в атмосферу углекислого газа без снижения мощности и ходовых характеристик авто. То есть электромотор подключается в тот момент, когда ДВС малоэффективен: во время старта, работа на низких оборотах, на пониженной передаче. А ДВС нивелирует главный недостаток электромотора — невозможность развить высокую скорость, быстрая разрядка АКБ на трассе, неспособность преодолеть длинное расстояние без подзарядки.

Почему именно гибрид?

Гибридные автомобили объединили в себе лучшие стороны двух силовых установок с разным питанием — ДВС и электрического мотора. И очень удачно перекрыли недостатки обеих этих установок. Например, электромотор очень любит трогаться и работать в переходном режиме. А вот бензиновый или дизельный двигатель в этом режиме работает хуже всего — тратит больше топлива, увеличивает количество вредных выбросов и скорость износа. Если же двигаться по прямой по трассе, ситуация меняется кардинально — электродвигатель здесь быстрее разряжает АКБ, то есть потребляет больше энергии, а ДВС мощнее и в таком режиме наиболее экономичен и экологичен, такая езда считается самой щадящей для мотора.

То есть если для городского движения рекомендуют электромобили, а для длинных расстояний ДВС, то гибрид — это удобное объединение их обоих и подходит для эксплуатации в любых условиях.

Удобна гибридная компоновка и на бездорожье, если установили 2–3 разных мотора, можно получить простую конструкцию привода на вторую ось, без использования карданов и двух угловых редукторов. Крутящий момент на колёса от электротяги идёт уже с минимальных оборотов и доходит до высоких значений. А если нет муфты подключения второй оси — нет перегрева.

Стартует гибрид тоже резко и дерзко, за счёт электропривода, который развивает высокий крутящий момент с нуля. А ещё сюда стоит добавить минимальный шум даже при резком старте.

Как гибрид экономит энергию

Гибридные автомобили обеспечивают экономию несколькими параметрами:

  • Рекуперация энергии. Негибридный автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем во время снижения скорости может только временно прекратить подавать топливо на двигатель. При этом энергия движения продолжает накапливаться, но идёт она разве что только на нагрев тормозов. В гибридных машинах при сбросе скорости энергия уходит на электромотор, который в этом режиме работает как генератор и подзаряжает АКБ.

  • Оптимизация работы двигателя. В гибриде он функционирует без резких скачков оборотов и нагрузок, в итоге средний расход топлива минимален.

  • Поддержка государства. Например, в Китае в 2023 году предусмотрены скидки и государственные льготы покупателям гибридных авто.

Но это, опять же, не про Россию, у нас налог на гибридные автомобили в 2023 году при постановке на учёт, наоборот, превышает ставку на обычные авто, так как при расчёте транспортного налога учитывают не только лошадиные силы ДВС, но и максимальную 30-минутную мощность электромотора. В итоге транспортный налог в 2023 году для премиальных гибридов неоправданно высок, и покупатели не спешат за гибридами с ёмкими батареями.

Гибриды на вторичном рынке

Из-за близости к Японии Дальний Восток знает про гибриды уже лет 20. Подержанных Prius и их аналогов на вторичном рынке там довольно много. Из слабых мест у гибридов на «вторичке» — батарея, она теряет ёмкость и выходит из строя прежде всего. Дольше держится у гибрида управляющая электроника и охлаждающая электропитание система.

Если автомобиль использовали в щадящем режиме, его батарею не держали без заряда, следили за охлаждающей системой, не гоняли авто как гоночное, то АКБ может быть в нормальном состоянии даже спустя 5–8 лет. При этом наши мастера уже давно разобрались в схеме работы гибридного автомобиля и научились менять АКБ целиком или отдельные её блоки, научились даже прошивать мозги под новую батарею. Так что бояться покупки гибрида с пробегом не нужно.

Выгодны ли в России гибриды?

Сейчас уровень продаж гибридных автомобилей в РФ отстаёт от европейского показателя в тысячу раз. И причина только одна — водителям нет никакой выгоды при покупке такого автомобиля, а строгих требований по экологичности транспортных средств, как в ЕС, у нас в стране нет. К тому же неразвита инфраструктура для подзаряжаемых автомобилей. При всех своих преимуществах гибридные авто в нашей стране невыгодны, разве что, если подыскать модель в хорошем состоянии с пробегом.