Расширенная гарантия на шины

Появилась вибрация руля

Биение руля не только снижает комфорт при вождении: управляемость может ухудшиться, что станет причиной серьёзного ДТП. Именно поэтому такую неисправность нужно быстро устранить. 

Выявляем причину 

Причин, которые приводят к биению рулевого колеса, немало. Их можно объединить в условные группы:
  1. Стоянка при работающем моторе.

  2. Момент разгона.

  3. Движение со скоростью до 50 км/ч.

  4. Движение со скоростью выше 90 км/ч.

  5. Маневрирование.

  6. Торможение.

  7. Движение по плохим дорогам.

Если вибрация руля происходит в определённом режиме, то выявить и устранить причину не составит особого труда. Сложности могут быть в том случае, если руль бьёт сразу в нескольких режимах эксплуатации автомобиля. Однако и это вполне решаемый вопрос. 

Но давайте обо всём по порядку.

Стоянка с работающим мотором

При стоящем автомобиле биение руля возникает в четырёх случаях:

1. Износ или повреждение крепежей двигателя.

Между двигателем и кузовом авто находятся резиновые противовибрационные или демпфирующие подушки. Они позволяют «гасить» волну вибраций от мотора на остальные части автомобиля. 

Если же подушки пришли в негодность, износились, то вибрация рулевого колеса неизбежна. 

Определить, что причина проблемы в этом, достаточно просто. 

Нужно визуально оценить работу двигателя при открытом капоте. Вибрации мотора будут явно заметны: их даже можно ощутить, если приложить к двигателю руку. Но важно соблюдать правила безопасности: двигатель может быть очень горячим. 

Если причина вибрации руля кроется в ослаблении креплений подушек, вы будете слышать гул. 

Затянуть крепления можно обычным ключом. Если же подушки изношены или деформированы, то вариант только один — их замена. 

Износ подушек можно определить по дополнительным подтёкам масла из-под двигателя и сильным нестабильным «рывкам» мотора в момент стоянки.

2. Разбалансировка мотора.

Разбалансировка мотора — вторая из основных причин биения руля. Это происходит из-за износа форсунок, их засора. Топливо не поступает в цилиндры, в результате чего возникают вибрации, которые передаются на руль. Также один из цилиндров может выйти из строя, и мотор перестанет работать плавно и стабильно. 

Эту неисправность можно выявить, если прислушаться, как работает мотор. Заметили работу движка с перебоями? Причина в неисправном цилиндре. 

В таком случае придётся ехать на СТО, заменять форсунки или свечи зажигания для нормализации работы двигателя. 

3. Низкие обороты мотора на холостом ходу.

Если на холостом ходу авто показывает 800–900 об/мин, то волноваться не стоит. Но если обороты гораздо ниже этих показателей, то вибрация рулевого колеса закономерна. 

Недостаточно низкие обороты провоцируют нестабильную работу двигателя. В этом случае стоит не медлить и ехать на СТО: проблему нужно сразу устранить.

4. Деформация приводного вала рулевой рейки.

Если при стоянке с работающим двигателем вы проверили его крепежи, исключили разбалансировку мотора, а с оборотами на холостом ходу нет проблем, то остаётся единственная причина вибрации руля — износ приводного вала рулевой рейки. 

Выявить эту неисправность самостоятельно очень сложно. Поэтому лучше сразу же отправиться в автосервис.

Со временем приводной вал рулевой рейки может износиться. Из-за этого появятся зазоры и люфты. Двигатель сразу же передаст вибрации на руль.

Момент разгона автомобиля

В случае разгона авто вибрация руля может проявиться в таких случаях:

1. Износ, утеря или повреждение узлов крепления на колёсах.

Если потеряли болт на колесе, он слабо затянутый, появятся вибрации в момент разгона автомобиля. 

Нарушение креплений или их ослабление на колёсах могут также спровоцировать аварию. Поэтому их состояние нужно проверять в первую очередь и при необходимости — устранять проблему. 

Сделать это можно и самостоятельно. Затяните все болты и гайки штатным ключом.

2. Дисбаланс колёс автомобиля.

При разбалансировке колёс вибрации руля будут появляться только при разгоне авто. 

Нарушение баланса может происходить из-за налипшей грязи или при попадании камней внутрь шин. 

Если же эти причины можно исключить, то дисбаланс, скорее всего, связан с неравномерно распределённым весом на колёсах. Также можно заметить, что происходит нарушение манёвренности при движении. Уточняющим фактором при разбалансировке служит неравномерный износ протектора на колёсах. 

Чтобы исключить возможную причину вибрации руля, придётся ехать в автосервис и проводить балансировку колёс.

3. Деформация или полный износ рулевых наконечников.

Самая частая причина биения руля машины — износ рулевых наконечников. Выявить эту неисправность можно самому и без обязательного посещения сервисного центра. 

Как сделать проверку? Есть два простых способа:

  • Вращение руля. Здесь потребуется помощник. Один человек находится в автомобиле и крутит руль, а второй — наблюдает за движениями рулевых наконечников. Изношенные будут заметны сразу по разболтанным креплениям и появлению зазоров.

  • Движение рулевой тяги. Рулевые тяги нужно механически подвигать. Для этого потребуется смотровая яма. Изношенные наконечники дадут о себе знать сразу: при движении они будут издавать скрипы, появятся люфты между ними и рулевым колесом.

При деформации или износе рулевых наконечников их придётся заменить. Можно это сделать и без обращения к специалистам. Однако качество любительской замены может быть далеко от идеала.

4. Износ подшипника ступицы.

Изношенный подшипник ступицы даёт вибрацию как при разгоне авто, так и при простейшем маневрировании. К вибрации часто присоединяются гул или скрежет в процессе движения. 

Проверить износ ступичных подшипников можно через шатание колёс руками. Для этого их нужно взять сверху и снизу. Будет слышен гул и скрежет. В норме их быть не должно. 

Если всё же вышел из строя ступичный подшипник, то его придётся менять. Лучше этого самостоятельно не делать: для такого вида ремонта требуется опыт и специальные инструменты.

5. Разрушение рулевой рейки.

Износ рулевой рейки передаёт вибрации на руль и при разгоне машины, и при её движении. 

Обнаружить её износ самостоятельно почти невозможно. Поэтому эту причину выявляют чаще всего методом исключения остальных. 

Если всё же проблема была в рулевой рейке, то её придётся заменить оперативно, иначе это может привести к более серьёзным последствиям.

Движение со скоростью до 50 км/ч

В этом режиме есть только две причины проблемы, которые проявляются чаще остальных:

1. Деформация дисков одного или нескольких колёс.

Диски деформируются из-за неровностей и ям на дорогах, которые автолюбители не замечают во время движения. 

Неровность дисков видна визуально. Также её можно заметить при прокрутке колёс в подвесе на подъёмнике. 

Выравнивание дисков делают только в специализированных сервисах. На профессиональном языке эта услуга называется «прокатка». Обратиться за ремонтом и правкой дисков можно в «Колёса Даром».

2. Неотрегулированные углы установки автомобильных колёс.

Сход-развал колёс необходимо проводить не реже двух раз в год. Многие водители пренебрегают этим правилом. В итоге неправильное схождение колёс даёт биения руля. 

Зачастую к этому присоединяется дополнительно и ощущение, что машину «тянет» вправо или влево на ровной дороге. Чтобы этого избежать, нужно регулярно проводить сход-развал.

Движение по прямой со скоростью выше 90 км/ч

При езде на высоких скоростях вибрации могут возникать в таких случаях:

1. Появились выпуклые деформации (грыжи) на боковых сторонах шины.

Грыжи возникают на шинах, когда лопается внутри корд. Чаще всего это происходит из-за сильного бокового удара. Дефект в виде грыжи со временем увеличивается, приводит к разбалансировке колеса. Буквально сразу возникает биение руля. 

В этом случае не стоит ждать чудес. «Шишки» не пройдут сами по себе. Шину придётся менять. Лучше это сделать как можно раньше.

2. Давление в колёсных шинах на одной оси неравномерное.

На высоких скоростях разброс давления в шинах приводит к вибрации рулевого колеса. Поэтому, отправляясь в путь, следует взять за правило проверять давление манометром. 

Если причина биения руля именно в этом, то решение простое: нужно накачать спущенное колесо. Тогда вибрация пройдёт. 

Прочитать о подробнее о давлении шин можно здесь.

Маневрирование

Из общего перечня причин можно отметить четыре основные, при которых появляется вибрация руля при маневрировании.

1. Износ шарниров равных угловых скоростей.

Эта причина вибрации руля свойственна исключительно автомобилям с передним приводом. 

Если износ существенный, то вибрации на руле ощущаются только в моменты маневрирования: на поворотах, разворотах, когда руль полностью выворачивается в одну сторону. 

Ремонт шарнира невозможен. Поэтому его следует заменить, и вибрации прекратятся.

2. Разрушение подшипника в рулевом редукторе.

Подшипник — наиболее изнашиваемая деталь. 

Неаккуратное вождение, ямы и ухабы на дорогах ускоряют выход подшипников из строя. В результате появляется биение руля. 

Разрушение подшипника можно выявить по специфическому звуку: металлическому скрежету. Деталь не подлежит ремонту, потребуется её замена.

3. Ослабленное крепление кардана рулевой стойки.

Кардан нужен для передачи крутящего момента от руля к редуктору. И если на нём ослаблено крепление, то возникает биение руля, которое усиливается на поворотах. Также заметны вибрации кузова и громкий стук внутри капота. 

Потребуется усилить крепление, затянуть рейки на редукторе ключом.

4. Повреждение втулки стабилизатора поперечной устойчивости.

Стабилизатор необходим для устойчивости машины при движении на поворотах. Он прикреплён специальными втулками из резины. Ресурс последних ограничен. Поэтому со временем появляется вибрация на руле. 

«Симптомы» этой неисправности можно заметить по таким признакам: появились скрипы, стучание в подвеске, крен авто на поворотах и нарушение манёвренности машины.

Если причина вибрации кроется в этом, потребуется заменить резиновые втулки. Сделать это несложно самому. Для этого необходимо поднять машину на опору с помощью домкрата, снять колесо и саму втулку, открутив три болта. После замены не забудьте проверить качество крепления болтов.

Торможение

Во время торможения машины биение руля проявляется при неравномерном износе тормозных дисков, деформации тормозных колодок.

Если колодки деформированы, неравномерно изношены, то нажатие на педаль заставляет их скользить по неровной поверхности. При торможении это и даёт вибрацию. 

Дополнительно может ощущаться и вибрация на самой педали тормоза. 

Выявить эту причину проблемы можно самостоятельно. Достаточно осмотреть визуально колодки. Их толщина будет неравномерная, деформации разного формата или сильный износ будут видны сразу.

Движение по плохим дорогам

Износ шаровых опор — единственная причина биения руля, которая проявляется исключительно на плохой дороге. 

Водитель это может прочувствовать даже при движении по прямой, без сложных манёвров. Появится скрежет, металлический звук при движении автомобиля. 

Шаровая опора — частый расходник. При выявлении вибрации именно по этой причине можно осуществить замену, попытаться её восстановить.

Последствия игнорирования причин биения руля

Если появилось биение руля, не стоит откладывать устранение неисправности в долгий ящик. Иначе это может вылиться в более дорогостоящий ремонт. Смежные детали с изношенной или повреждённой тоже будут работать с нарушением, поэтому велик риск того, что их со временем тоже придётся менять. 

Также не стоит забывать о том, что вибрации руля могут быть связаны с неисправностью, появление которой снижает безопасность при езде, увеличивает вероятность ДТП.

Если невозможно самостоятельно определить причину биения и вибрации руля, стоит обратиться к специалистам, посетить сервисный центр.