Как убедиться, что автомобиль готов к зиме
Безопасность на дороге зависит в первую очередь от исправности тормозной системы автомобиля. Особенно важно уделить внимание её состоянию с приближением холодов.
Давайте подробнее разберём, какие бывают проблемы с тормозной системой и способы их решения, как проводить простую диагностику.
Зимние условия и тормоза
Как влияет наступление холодов на тормозную систему автомобиля.
-
Зимние условия ухудшают сцепление. В это время года на дорожном покрытии может быть снег, лёд или снежная крошка. Это значительно ухудшает сцепление между шинами и дорогой. Если тормоза неисправны, может потеряться сцепление, а автомобиль занесёт при попытке затормозить.
-
Увеличение тормозного пути. Ледяная или снежная корка на дороге увеличивает тормозной путь. Даже если тормоза работают, но они изношены, для полной остановки автомобиля потребуется больше времени и места.
-
Опасность заносов и потери управления. Неисправные тормоза могут вызвать занос автомобиля, особенно при резком торможении на скользкой дороге. Занос делает управление сложным, водитель может потерять контроль над машиной.
Неисправные тормоза могут стать причиной аварий, в которых пострадают не только водители, но и другие участники дорожного движения, пешеходы, пассажиры авто.
Поэтому регулярная проверка и обслуживание тормозной системы особенно важны в зимний период, чтобы обеспечить безопасность на дороге.
Самостоятельная диагностика тормозов
Для простой самостоятельной диагностики нажмите на педаль тормоза, не трогая машину с места. Главное — помните: если в вашем автомобиле есть вакуумный усилитель тормозов, перед проверкой стоит запустить двигатель машины, чтобы создать необходимое разрежение.
Возможные отклонения, которые часто встречаются:
-
Педаль проваливается, но при последующих нажатиях поднимается всё выше до нормы. Это значит, что в гидросистему тормозов попал воздух. Удалить его в таком случае можно с помощью обыкновенной прокачки.
-
Если педаль тормоза медленно проседает, это может указывать на проблемы с главным тормозным цилиндром. Часто это происходит из-за проникновения тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя через износившиеся уплотнители.
-
Если педаль однократно проваливается при нажатии, причиной может быть недостаточный уровень тормозной жидкости в бачке тормозного цилиндра. В случае автомобилей с барабанными тормозами это может быть связано с изношенными колодками и барабанами.
-
Вибрация педали при резком торможении. Если при резком торможении педаль начинает вибрировать, это может быть связано со срабатыванием антиблокировочной системы тормозов (АБС). В таком случае следует снизить скорость и держать большую дистанцию до других автомобилей, чтобы избежать ДТП.
-
Вибрация педали и дрожь на рулевом колесе. Если вибрация педали сопровождается дрожью на рулевом колесе, чаще всего это говорит о том, что тормозные диски уже искривлены и требуют срочной замены.
Другие частые признаки проблем с тормозной системой, которые нельзя игнорировать:
-
Тянет руль в сторону.
-
Увеличился тормозной путь.
-
Перегреваются колёса при движении.
-
Педаль тормоза либо проваливается, либо вибрирует.
-
Машина издаёт стук, который исчезает при торможении.
-
Тормоза реагируют с задержкой на нажатие педали.
Даже если нет явных признаков проблем, регулярная проверка тормозной системы перед холодами необходима.
Проверка тормозной жидкости
Начните с оценки состояния тормозной жидкости. Обратите внимание на такие показатели:
-
Уровень. Обычно на резервуаре есть отметки для определения нормы уровня тормозной жидкости. Если её нет, наливают по «плечики».
-
Цвет. Жидкость должна быть прозрачной, светло-жёлтого цвета. Любые примеси, грязь или окрашивание говорят о потребности замены.
-
Количество влаги. Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 40–60 тысяч километров или раз в 2–3 года, так как она отлично впитывает влагу из окружающей среды. Избыток влаги может привести к тому, что в мороз магистраль просто замёрзнет, оставив водителя без тормозов.
Для проверки уровня влаги можно воспользоваться специальным прибором-тестером, мультиметром. Для этого на устройстве выставьте напряжение 20 В, плюсовой щуп присоедините к плюсовой клемме аккумулятора, а минусовой окуните в бачок с тормозной жидкостью. Показания мультиметра не должны превышать 3 В. Принцип здесь простой: чем больше электричества проводит жидкость, тем больше в ней влаги.
Можно использовать старый метод проверки, если под рукой не оказалось никаких приборов. Несколько раз нажмите на педаль тормоза в стоящем автомобиле, оцените силу, которая нужна для нажатия, и запомните. После этого совершите небольшую поездку, достаточно пары километров, чтобы тормозные магистрали продуло холодным воздухом. Снова пробуйте тормозить. Если количество силы, которое требуется для нажатия тормоза увеличилось, значит жидкость, а точнее — лишняя влага в ней — загустела от холода. Такую жидкость следует заменить.
Проверка тормозных колодок
Важно обращать внимание и на состояние тормозных колодок. Они «захватывают» тормозной диск во время нажатия на педаль тормоза. Со временем специальное покрытие колодок стирается, тормозные характеристики автомобиля снижаются. Изношенные тормозные колодки могут повредить тормозной диск, а это значит, что стоимость ремонта тормозной системы значительно увеличится.
Менять тормозные колодки обязательно нужно парами на одной оси. Нельзя допускать, чтобы у колодок одной оси была разная степень износа.
Признаки, что тормозные колодки требуют замены:
-
Посторонний шум при торможении.
-
Тормозная система стала вести себя иначе.
-
Машина стала тормозить слишком резко, или, наоборот, тормозной путь стал дольше.
-
В пыли на колёсных дисках появилась металлическая стружка.
Это значит, что изношенные колодки начали царапать тормозные диски. Из-за этого металлическая пыль попадает на колёса. В таком случае требуется немедленная замена.
Проверка стояночного тормоза
Одна из важных составляющих подготовки к зиме — проверка стояночного тормоза.
Несколько советов, как провести эту проверку:
-
Оцените состояние тормозных колодок. Удостоверьтесь, что колодки стояночного тормоза находятся в хорошем состоянии. Если они изношены, нужна замена.
-
Выполните регулировку тормоза. Убедитесь, что стояночный тормоз надёжно удерживает автомобиль на месте. Если трос или механизм регулировки требует настройки, выполните это в соответствии с рекомендациями производителя.
-
Проверьте уровень тормозной жидкости. Уровень тормозной жидкости должен быть в пределах рекомендованных значений. Зимой лучше использовать жидкость, которая устойчива к низким температурам.
-
Очистите тормозные диски. Убедитесь, что тормозные диски свободны от грязи, ржавчины и других загрязнений. Чистые диски обеспечивают лучшее сцепление и эффективность стояночного тормоза.
-
Удостоверьтесь, что тормоза не заедают. Проверьте, что стояночные тормоза легко сжимаются и освобождаются. Если они заедают, это может привести к износу колодок и проблемам с трансмиссией.
-
Периодически активируйте стояночный тормоз и освобождайте его. Это нужно, чтобы предотвратить заедание из-за неиспользования.
Следуя этим советам и регулярно проверяя состояние тормозной системы автомобиля, вы будете уверенно встречать холодное время года на дорогах и обезопасите себя и других участников дорожного движения.